Конституция Российской Федерации и Конституция Союза Советских Социалистических Республик — это два основных документа, которые определяют основные принципы и порядок управления в стране. В последние годы обе Конституции подверглись серьезным изменениям, которые имели значительное влияние на политическую систему и права граждан.
К началу 2021 года были внесены важные поправки в Конституцию РФ. Одно из ключевых изменений заключается в укреплении роли Президента и Федерального Собрания. Теперь Президент может быть избран на два срока подряд, что дает возможность более длительного и устойчивого руководства страной. Кроме того, поправки предусматривают расширение полномочий Совета Федерации и доступ к новым правам и гарантиям для граждан.
В отличие от изменений в Конституции РФ, Конституция СССР уже не действует, однако ее изменения также оказались существенными для формирования нового политического строя. В 2020 году были внесены поправки, которые отменили ограничения на число сроков президента и увеличили сферу действия Федерального Собрания. Было также введено строгое разделение власти между Президентом и Правительством, чтобы предотвратить укрепление диктатуры. Кроме того, были расширены права граждан, вводятся новые механизмы защиты их интересов.
Таким образом, изменения в Конституциях РФ и СССР продемонстрировали стремление к совершенствованию и развитию политической системы. Они направлены на создание устойчивого государства, управляемого в соответствии с принципами законности и защитой прав граждан. Эти изменения отражают динамический характер общества и его стремление к прогрессу и справедливости.
Изменения в Конституциях РФ и СССР 2021
В 2020 году в Российской Федерации прошли изменения в Конституцию, которые были внесены в результате голосования граждан. Подобная ситуация имеет параллели с событиями, происходившими в 1977 году в СССР, когда также были внесены изменения в Конституцию страны.
Одно из главных изменений, которые произошли в Конституции РФ 2021 года, касается продления срока пребывания Президента у власти. Таким образом, срок пребывания Президента в должности был продлен до двух сроков по шести лет, вместо предыдущего срока четырех лет. В СССР же, в 1977 году была установлена максимальная продолжительность пребывания Генерального секретаря ЦК КПСС у власти — пять сроков по пять лет.
Еще одним важным изменением, произошедшим в Конституции РФ 2021 года, стало закрепление в Конституции понятия о русском народе как субъекте осуществления государственной власти. Данное изменение было внесено в статью о президенте страны и направлено на усиление национальной идентичности граждан Российской Федерации. В СССР такого понятия в Конституции не было.
Также стоит отметить, что в Конституции РФ 2021 года была определена статусность подписания международных договоров глава наших государств. Согласно изменениям, глава государства имеет право подписывать международные договоры на основании их утверждения Государственной Думой и Советом Федерации. В отличие от этого, в Конституции СССР такая статусность не была определена, и решение о подписании международных договоров принималось исключительно Правительством СССР.
Изменения | Конституция РФ 2021 | Конституция СССР 1977 |
---|---|---|
Продление срока пребывания Президента у власти | Два срока по шесть лет | Пять сроков по пять лет |
Указание на русский народ как субъекта осуществления государственной власти | Присутствует | Не присутствует |
Статусность подписания международных договоров главой государства | Утверждение Государственной Думой и Советом Федерации | Решение Правительства СССР |
Эти изменения в Конституциях РФ и СССР подтверждают тенденцию к укреплению власти президента, а также усилению национальной идентичности и самоопределения граждан.
Процесс изменения Конституции в России и Советском Союзе
В Советском Союзе Конституция изменялась сравнительно редко и подвергалась единодушному одобрению. Для внесения изменений требовалось согласие Верховного Совета, высшего законодательного органа страны. Однако реальное влияние на процесс изменения Конституции было минимальным, так как Совет был подчинен Коммунистической партии и играл второстепенную роль. В результате изменение Конституции осуществлялось под контролем партии, и изменения были направлены на реализацию политических целей руководства СССР.
В России процедура изменения Конституции более демократичная и прозрачная. Согласно статье 134 Конституции РФ, для внесения изменений требуется инициатива президента, правительства или федерального собрания. Изменения вносятся в виде поправок, которые подлежат рассмотрению и принятию федеральным собранием. При этом необходима двукратная поддержка поправок: единогласно в Государственной Думе и не менее чем двумя третями голосов в Совете Федерации. Кроме того, процесс изменения Конституции подразумевает участие населения в форме голосования на всенародном референдуме.
Таким образом, в России процесс изменения Конституции является более открытым и позволяет широкие обсуждения и участие граждан. Изменения направлены на улучшение конституционной системы и отражают интересы общества, в то время как в Советском Союзе Конституция изменялась внутрипартийным решением, отражающим политическую волю лидерства.
Первоначальные основы Конституций
Конституция РФ
Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Основой для ее разработки послужили принципы демократии, правового государства и гарантий основных прав и свобод граждан. Внесение изменений в Конституцию РФ может осуществляться только по официальному порядку, утвержденному законом.
- Конституция РФ закрепляет принципы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Она предусматривает возможность прямых и свободных выборов главы государства и парламента. Президент РФ имеет больше полномочий по сравнению со СССР, включая право на назначение председателя правительства.
- Особое внимание уделяется гарантиям прав и свобод граждан, включая свободу совести, слова, собраний и ассоциаций.
Конституция СССР
Конституция СССР была принята в 1977 году и служила основой для организации социалистического государства. Документ ставил целью гарантировать политические и социально-экономические права граждан СССР и развивать социалистическое общество. Изменения в Конституцию могли вноситься только по решению Верховного Совета СССР.
- Конституция СССР устанавливала диктатуру пролетариата и ведущую роль Коммунистической партии СССР.
- Она предусматривала систему советской власти, в которой все органы государственной власти подчиняются Совету Министров СССР.
- Глава государства — председатель Президиума Верховного Совета СССР — был главносгласующим и являлся источником власти.
Сравнение перечисленных характеристик Конституции РФ и Конституции СССР показывает разницу в принципах, на которых они основаны. В Конституции РФ акцент делается на гарантиях свободы и прав граждан, демократических принципах и разделении властей. В Конституции СССР же преобладали принципы социализма, руководящая роль партии и унификация власти.
Власть и права граждан в Конституциях РФ и СССР
Конституция РФ признает принцип государственной власти, основанной на разделении на законодательную, исполнительную и судебную власти. Это обеспечивает баланс и ограничение полномочий государственных органов, а также предоставляет гражданам возможность контролировать власть через свободные выборы и механизмы гражданского общества.
В Конституции СССР была принципиально иную систему государственной власти. Она устанавливала диктатуру пролетариата как высшую форму классовой борьбы. Действительную власть в стране осуществляли только КПСС и нет никакой независимой исполнительной или судебной власти. Это повлекло за собой нарушение прав и свобод граждан, а также отсутствие механизмов контроля и балансирования власти.
Сравнивая права и свободы граждан, Конституции РФ и СССР также имеют значительные различия. Конституция РФ защищает гражданские, политические, социальные и экономические права и свободы граждан. Она гарантирует свободу слова, собраний, объединений, ассоциаций и религиозных убеждений. Конституция СССР, в свою очередь, ограничивала права граждан на свободу выражения своих мнений и инициатив, а также формирование гражданских и политических объединений.
Следует отметить, что в новой Конституции РФ, принятой в 2021 году, произошли некоторые изменения относительно власти и прав граждан. В рамках этих изменений, в конституционном статусе президента были вносимые корректировки, усилены гарантии социальных и экономических прав граждан, а также расширены полномочия конституционного суда. Это направлено на укрепление принципов правового государства и повышение защиты прав и свобод граждан российской Федерации.
Изменения в Конституции РФ 2021: новые положения и их значение
В 2021 году в Конституцию Российской Федерации были внесены ряд изменений, которые вносят значительные изменения в политическую систему страны и права граждан. Эти изменения направлены на укрепление государственной власти, правового государства и обеспечение суверенитета России. Некоторые из наиболее значимых новых положений Конституции РФ 2021 года ниже.
- Расширение прав и гарантий граждан
- Узаконение защиты пенсионных прав граждан, включая установление гарантированного размера пенсии и ее индексацию.
- Гарантирование права на бесплатное получение земельного участка в собственность для строительства индивидуального жилья.
- Расширение социального обеспечения: установление гарантированного минимального размера оплаты труда и социальных платежей.
- Укрепление государственной власти
- Введение ограничения на число президентских сроков и установление ограничений на возраст для кандидатов в президенты.
- Укрепление президентских полномочий в области назначения правительства, прокуратуры и судей.
- Упрощение процедуры изменения Конституции.
- Обеспечение суверенитета России
- Введение особого статуса конституционного правопорядка Российской Федерации, который признает превалирование Конституции РФ над другими документами.
- Усиление защиты российского гражданства и запрет на предоставление территории России другим государствам.
- Укрепление военной и национальной безопасности.
Эти изменения в Конституцию РФ 2021 года призваны укрепить роль России на мировой арене, обеспечить стабильность и развитие государства, а также защитить права и интересы граждан. Они являются результатом длительного обсуждения и отражают текущие вызовы и задачи, стоящие перед страной.