Разнообразие направлений ислама — от суфизма до суннитской ортодоксии — понимание основных течений и проявлений в мире исламской веры

Ислам — это одна из крупнейших мировых религий, которая объединяет миллиарды поклонников и насчитывает множество разнообразных направлений. Хотя все мусульмане верят в единого Аллаха и следуют Пророку Мухаммаду, внутри ислама есть различные исторические, культурные и географические различия, которые породили широкое разнообразие течений, школ и интерпретаций.

Основные направления ислама, такие как суннизм и шиитизм, являются двумя крупными побочными ветвями, которые возникли вследствие споров о последователях Пророка Мухаммада и лидерах исламской общины. Суннизм представляет собой наиболее распространенное направление на нашей планете и господствует в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Шииты преобладают в Иране, Ираке, Азербайджане и некоторых других регионах, и представляют собой меньшинство в исламском мире.

Одной из ключевых характеристик ислама является разнообразие школ и правовых школ, которые представляют различные методы интерпретации Корана и пророческих традиций. Шейкхам, Маликитская школа, Ханафитская школа, Ханбалитская школа и Шафиитская школа — это лишь некоторые из множества школ, которые помогают мусульманам в понимании религиозных практик и законов. Каждая школа имеет свои особенности в толковании и применении религиозных обрядов, что создает дополнительное разнообразие внутри исламского мира.

Сунниты

Основой суннизма является сунна – пути, обычаи, наставления, праведный пример, установленные пророком Мухаммадом.

Суннитские мусульмане исповедуют шесть статей веры, которые включают в себя веру в Аллаха как единственного бога, веру в ангелов, откровение Корана, веру в пророков, веру в судный день, веру в предначертание и судьбу. В основе исламской этики суннитов лежат пять основных обязанностей – шахада, салат, закят, сохранение поста и посещение Мекки во время Хаджа.

Однако внутри суннитов существует несколько юридических и теологических школ, таких как ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалистская. Каждая из этих школ имеет свои особенности, но признает единые исламские основы и учения.

Сунниты являются доминирующим направлением в таких странах, как Саудовская Аравия, Египет, Турция, Индонезия и многих других. Они также представлены в разных общинах по всему миру.

Шииты

В шиитском исламе существует несколько основных направлений. Наиболее распространенное из них – двенадцатеричное шиитство, которое исповедуют большинство шиитов. Главным образом оно преобладает в Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане.

Шиитское направление отличается от суннитов не только восприятием исламской истории, но и практикой. Причиной этого служит различное отношение к пророку Мухаммаду и его наследникам.

Одной из ключевых особенностей шиитов является поклонение 12 имамам, которые считаются божественно избранными и великими духовными лидерами. Они также воспринимаются как обладатели божественной мудрости и воплощения божественного закона.

Социальная, политическая и религиозная организация шиитского ислама также органично взаимосвязаны. Шиитская идеология проповедует активное участие в социальной справедливости и воздержание от насилия.

Основные течения шиитского ислама:
Двенадцатеричное шиитство
Зейдиты
Исмаилиты
Северные шииты
Друзы

Каждое из этих течений имеет свои особенности и рассматривается как отдельный религиозный и культурный феномен. Шиитское направление в исламе играет важную роль, как религиозно, так и политически, в различных странах Ближнего и Среднего Востока.

Суфизм

В основе суфизма лежит идея о достижении познания Абсолютного и объединения с Богом. Суфийские учители, известные как шейхи, играют важную роль в направлении, обучая своих последователей духовным методам и практикам.

Основные принципы суфизма:

  • Таухид (вера в единого Бога);
  • Тасаввуф (практика самосовершенствования);
  • Ишки-Хакикит (любовь к Богу);
  • Зикр (постоянное воспевание святого имени Бога);
  • Муракаба (контемпляция или медитация);
  • Тауба (покаяние перед Богом).

Одной из характеристик суфизма является использование символов и метафор в мистических произведениях, написанных на понятном языке для достижения глубокого понимания и укрепления связи с Богом. Суфизм считается духовной размеренностью ислама, которая может совмещаться с любым из основных направлений ислама.

Основные течения суфизма включают множество орденов, таких как кадири, мевлеви, нак

Салафизм

Салафизм имеет много разных течений и группировок: некоторые являются действительно умеренными и относительно миролюбивыми, в то время как другие придерживаются радикальных и экстремистских взглядов. Известные экстремистские группы, такие как ИГИЛ и аль-Каида, причисляют себя к салафистскому движению.

Салафизм имеет свои сторонники и критиков. Приверженцы салафизма считают его способом вернуться к исходному и порочистому исламу Пророка Мухаммада, в то время как критики указывают на его консерватизм, негативное отношение к широким общественным переменам и тенденцию к экстремизму и насилию.

Ибадизм

Ибадиты считаются одним из старейших направлений в исламе и основными их представителями являются жители Омана, Нигера, Ливии и островов Занзибар. Главным городом, который служит центром ибадизма, считается Низва в Омане.

Основные принципы ибадизма:

  1. Акцент на равенстве всех мусульман перед Аллахом, без привилегий по национальности или социальному положению.
  2. Провозглашение объективных судов и отказ от использования человеческого понимания и толкования в исламских законах.
  3. Свободная конкуренция между различными ибадитскими группами, без централизации и однообразия в догматических установках.
  4. Развитие науки и культуры, духовного просвещения и изучения исламской философии.
  5. Социальная справедливость и поддержка слабых и малообеспеченных членов общества.

Ибадиты отличаются консервативными взглядами и стремятся сохранить традиции и обычаи, уделяя особое внимание сохранению исламской культуры и исторического наследия.

Хотя ибадиты являются относительно небольшим направлением в исламе, они имеют свой собственный вклад в развитие исламской теологии, права и образа жизни мусульман.

Хариджиты

Хариджиты отвергали политическое и религиозное лидерство и отрицали возможность использования человеческого суждения в определении веры и добродетели. Их основной принцип — «лав ис лаха илла алла» (нет господства, кроме Аллаха) и отказ от признания Абу Бакра и Умара заступниками после смерти пророка Мухаммеда. Они считали, что только люди, без грехов и ошибок, имеют право руководить мусульманской общиной.

Хариджиты провозглашали периодическую революцию как необходимость для очищения общины от нечестивцев и установления идеального исламского государства. Они призывали к строгim нравственным нормам и осуждали сословия, рабство и неравенство. Однако экстремизм и радикализм в их действиях привели к тому, что их отвергло большинство мусульман. Несмотря на это, некоторые их исламские движения сохранили свою активность в разных регионах до наших дней.

Хариджиты оказали значительное влияние на исламскую историю и культуру. Их перемены и отклонения от установленных норм помогли стимулировать развитие альтернативных суннитских и шиитских течений в исламе. Это создало разнообразие течений ислама, которое до сих пор существует и отражает глубину и сложность этой религии.

Мутазилизм

Мутазилиты придерживаются принципа «ал-адль» (справедливость), что означает, что они считают Бога справедливым и созданный им мир подчинен логике и рациональным законам. Они верят в свободную волю человека и его ответственность перед Богом за свои поступки.

Мутазилиты отвергают принцип «ал-калаам» (догмат), которым руководятся сунниты и шииты, и считают, что вера должна основываться на разуме и аргументах. Они ставят акцент на разумные объяснения и обоснования исламских верований и практик.

Процветание мутазилизма пришлось на период Аббасидского халифата (750-1258 гг.), когда происходило активное философское и научное развитие исламского мира. Мутазилиты внесли значительный вклад в области теологии, философии, лингвистики и логики.

Однако позиция мутазилитов была спорной и вызвала критику со стороны других исламских течений. В конце концов, мутазилизм утратил свою влиятельность и стал маргинальным течением в исламе.

Основные принципы мутазилизма:
1. Ал-адль — принцип справедливости.
2. Отвержение принципа ал-калаам — догмата.
3. Свободная воля человека и его ответственность.
4. Основания исла
Оцените статью