Шахматы – одна из старейших и самых популярных настольных игр в мире. Играют в нее на разных уровнях, от любительского до профессионального. Важной составляющей шахматной партии являются фигуры, которые делают игру интересной и разнообразной. В этой статье мы рассмотрим, сколько фигур присутствует в шахматах и какие они бывают.
Общее количество фигур в шахматах составляет 32. В начале игры каждый игрок получает по 16 фигур: 8 пешек, 2 коня, 2 слона, 2 ладьи, 1 ферзь и 1 король. Фигуры делятся на белых и черных, которые стремятся захватить короля противника, а также его фигуры.
Белые фигуры обычно обозначаются светлыми цветами, такими как белый или бежевый. Их пешки обозначены буквой «п», кони – «к», слоны – «с», ладьи – «л», ферзь – «ф», король – «кр». Черные фигуры, соответственно, имеют те же обозначения, но обычно черного цвета. Именно сочетание этих фигур и обеспечивает множество стратегий и игровых возможностей.
Фигуры в шахматах
В шахматах используются 6 различных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка.
Каждая сторона в шахматах, как белые, так и черные, начинают игру с 8 пешками, которые располагаются на втором и седьмом горизонтальных рядах. Пешка является наименее сильной фигурой в шахматах, однако с самого начала партии её развитие играет важную роль в плане стратегии игры.
Король – самая важная фигура в шахматах. Если король побежден, игра считается оконченной. Каждая сторона начинает игру с одним королем, он располагается в центре первой горизонтальной линии своей стороны.
Ферзь является сильнейшей фигурой в шахматах. Он может перемещаться как по вертикали и горизонтали, так и по диагонали. Каждая сторона начинает игру с одним ферзем, который ставится на свободное поле рядом с королем.
Ладья может перемещаться только по вертикали и горизонтали, но не по диагонали. Каждая сторона начинает игру с двумя ладьями, которые ставятся в углы доски по краям первой горизонтальной линии.
Слон может перемещаться только по диагонали. Каждая сторона начинает игру с двумя слонами, которые ставятся рядом с королем и ферзем.
Конь может перемещаться буквой «Г», то есть на две клетки в сторону и одну по вертикали или наоборот. Каждая сторона начинает игру с двумя конями, которые ставятся рядом с ладьями.
Итак, в шахматах каждая сторона начинает игру с 16 фигурами: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек.
Фигура | Количество |
---|---|
Король | 1 |
Ферзь | 1 |
Ладья | 2 |
Слон | 2 |
Конь | 2 |
Пешка | 8 |
Король
Когда шахматная партия продвигается и игрок передвигает своего короля, может возникнуть ситуация, когда королю грозит угроза со стороны фигуры противоположного цвета. В таком случае игроку необходимо выполнить одно из следующих действий: переместить своего короля на безопасную клетку, снять угрозу противника, защитить короля другой фигурой, или укрыть короля путем рокировки.
Уничтожение короля в ходе партии ведет к победе противника. Если игрок поставит противника «шах и мат», то он сразу же выигрывает игру.
Король является единственной фигурой, которую нельзя усовершенствовать или изменить — он остается верным своим возможностям на протяжении всей партии.
Ферзь
Ладья
Ладья является сильной фигурой, поскольку она может контролировать значительную часть доски и поучаствовать как в нападении, так и в защите других своих фигур. Грамотное использование ладьи в партии может существенно повысить шансы на победу.
Значок ладьи изображает ее форму, а именно прямоугольник, некоторые игровые наборы могут представлять его как башню. В русской нотации фигуры ладьи обозначаются на латинском языке буквой R от слова «rook».
Слон
В начале партии на шахматной доске у каждого игрока располагается по две фигуры, одна из которых – слон. Белый слон начинает игру на поле c1 и f1, а черный слон на полях c8 и f8.
Поскольку слон ходит только по диагонали, он всегда остается на поле своего цвета, по которому начинал ход. Белый слон всю игру будет перемещаться только по белым клеткам, а черный слон – только по черным. Эта особенность делает слона более мобильным и опасным, поскольку он может атаковать фигуры противника, расположенные на противоположной диагонали игрового поля.
Стандартной формой описания хода слона является указание первой буквы английского названия фигуры (S – слон), затем первая буква английского слова, обозначающая вертикаль, по которой она будет перемещаться, а затем арабская цифра, обозначающая горизонталь.
Примеры возможных ходов слона:
- Sс5 – слон перемещается на поле с5.
- Sg7 – слон перемещается на поле g7.
- Sc3 – слон перемещается на поле c3.
Конь
Конь имеет специфическую форму хода – он перемещается в виде буквы «Г»: два поля в одном направлении и после этого поле в другом направлении. Конь может перепрыгивать через другие фигуры на доске.
На доске конь представляется пиктограммой, изображающей голову коня, обычно украшенную челновидным кафелем (шахматной врезкой), значительно отличающийся от голов других фигур шахмат.
В начале партии каждая из сторон размещает на доске двух коней: одного на дамском фланге, другого на королевском.
Главные задачи коня на шахматной доске: защита своих фигур, преграждение противнику их проходимости и, самое главное, мат королю противника.
Мастерство коня | Количество ходов коня |
---|---|
Минимальное | 3 хода |
Среднее | 8 ходов |
Максимальное | 16 ходов |
Пешка
Пешка является самой слабой фигурой на доске, но значимость ее растет в процессе игры. Она может атаковать и защищать другие фигуры, а при достижении последнего ранга превращается в другую фигуру (обычно в ферзя).
Ходы пешки могут быть ограничены другими фигурами на доске или правилами игры. Например, пешка не может передвигаться назад, а также бить по диагонали противника, кроме хода «взятия на проходе».
Заметка: в шахматах существует идея «блокировки пешек», когда пешки препятствуют передвижению друг друга, создавая таким образом «рабочие» поля для других фигур.