Пять высказываний Базарова, подтверждающих его нигилистические убеждения

Базаров – это один из самых ярких персонажей романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он представляет собой фигуру интеллектуала своего времени, олицетворяющую философский и моральный нигилизм. В своих высказываниях и поступках Базаров демонстрирует свою негативную и нигилистическую позицию по отношению к существующим социальным и моральным ценностям.

Первым доказательством нигилизма Базарова является его утверждение: «Я говорю, что ничего нет нигде, кроме случайности, что во всём — абсолютная случайность«. Базаров отрицает существование каких-либо идеалов и утверждает, что все происходящее в мире основано на случайных факторах. Он отвергает нравственные и этические нормы, считая их лишь иллюзией и обманом.

Вторым подтверждением нигилизма Базарова является его заявление: «Я говорю, что не только не нужно насиловать подлежащие, но и нет никакого «подлежащего»«. Базаров отрицает существование государства, общества и иерархических отношений. Он отказывается признавать любую форму власти и авторитета, считая их лишь механизмами контроля и угнетения человека.

Третье доказательство нигилизма Базарова можно найти в его высказывании: «Я говорю, что любовь это физическое влечение и не более«. Базаров оспаривает романтическую и идеализированную концепцию любви, считая ее лишь химической реакцией истинных потребностей организма. Он отрицает возможность настоящей и возвышенной любви и воплощает в себе философию физиологического хладнокровия.

Четвертое доказательство нигилизма Базарова можно обнаружить в его словах: «Помогай самому себе, и только тогда помощь будет реально тебе близка«. Базаров отвергает идею общественной солидарности и взаимопомощи. Он призывает человека быть эгоистичным, доверять только себе и опираться только на свои собственные силы.

Пятое доказательство нигилизма Базарова заключается в его утверждении: «Я говорю, что во всем – шутка, и что вся жизнь тоже – шутка«. Базаров отрицает серьезность жизни и существования. Он считает, что все в мире является лишь игрой и шуткой, лишенной какого-либо смысла и значение.

Источники нигилистической философии Базарова

Нигилистическая философия Базарова, основанная на отрицании традиционных ценностей и запрета на субъективные оценки, стремилась найти своеобразное фундаментальное обоснование. Она была оказана влияние несколькими источниками, которые сыграли важную роль в формировании его убеждений и взглядов.

ИсточникОписание
Разум
ОпытБазаров верил, что только на основе собственного опыта можно прийти к истине и понять истинную природу вещей. Он отвергал авторитеты и предпочитал собственные наблюдения и анализ.
ДиалектикаБазаров разделял взгляды на диалектику, которая позволяла ему искать противоречия и рассматривать явления исключительно в их взаимодействии и развитии. Он не принимал статичность и непреходящую природу вещей.
СвободаДля Базарова свобода была одной из важнейших ценностей. Он утверждал, что только свободный человек может продвигать науку и прогресс. Он выступал за освобождение от традиционных устоев и правил, чтобы позволить индивидуальной воле свободно развиваться.
АтеизмАтеистические убеждения Базарова играли важную роль в его нигилистической философии. Он решительно отвергал религию и верил только в материальное существование. Он считал религию тревожным препятствием на пути к истине и прогрессу.

Высмеивание военной службы

Базаров, являясь нигилистической фигурой, не мог пройти мимо военной службы, которую он считал бессмысленной и абсурдной. Его высмеивание военной службы подтверждается следующими высказываниями:

1. «Офицер — это чистый ноль, наглый угнетатель и дурак вдобавок» — таким образом Базаров отрицает не только важность и значимость офицерского звания, но и подчеркивает его негативные черты.

2. «Солдаты — тупые животные, которые следуют указаниям бездумно» — своим высказыванием Базаров оскорбляет солдат, считая их не только необразованными, но и лишенными собственной воли.

3. «Служить в армии — это отрыв от науки и отречение от свободы мысли» — Базаров указывает на то, что военная служба ставит ученцев в условия ограниченных возможностей и приводит к прекращению свободного мышления.

4. «Военное дело — это просто игра для взрослых, где малодушные мужчины меряются между собой» — в данном высказывании Базаров показывает свою насмешливую позицию по отношению к военной службе и выставляет ее как незначительное занятие.

5. «Армия — это инструмент подавления народа и обслуживания интересов правителей» — Базаров видит военную службу как средство угнетения народа и подчинения его власти.

Все эти высказывания Базарова подтверждают его нигилистические убеждения и выражают его пренебрежение и сарказм по отношению к военной службе.

Отрицание общественных ценностей

Он настаивает на том, что истинное счастье и свобода достигаются только через отказ от всяких ограничений и норм. Базаров считает, что «ничего нет ни святого, ни благородного» и что приверженность каким-либо общественным идеалам является пустой и бесполезной.

Он презирает традиции, религию и даже любовь, считая их лишь символами глупости и иллюзий. Базаров отвергает идею привязанности к какому-либо авторитету и абсолютной истине, и считает, что человек должен полностью полагаться только на себя и свои собственные убеждения.

Таким образом, высказывания Базарова являются ярким свидетельством его нигилистических убеждений и его настойчивого отрицания общественных ценностей, которые для него являются пустыми и лишенными смысла.

Пренебрежение религиозными убеждениями

Одной из ярких проявлений нигилистических убеждений Евгения Васильевича Базарова было его полное пренебрежение религиозными убеждениями.

Во многих высказываниях Базаров явно проявляется его скептицизм в отношении религии. Он считал, что религиозные верования являются просто иллюзией, созданной обществом для установления контроля над людьми.

Базаров утверждал, что религия препятствует развитию науки и прогрессу, так как она призывает верить в невидимые силы и богов, вместо того чтобы основываться на фактах и эмпирических исследованиях.

Он также отвергал моральные принципы, вытекающие из религиозных убеждений, считая их ненужными и ограничивающими для индивида. Для него важнее было следовать собственной логике и своим собственным взглядам на мир.

Таким образом, в своих высказываниях Базаров явно демонстрирует свое нигилистическое мышление, отрицая религиозные убеждения и считая их несовместимыми с прогрессом и разумом.

Критика взаимоотношений в браке

В своих высказываниях нигилистического характера Базаров не обходит стороной и вопросы семейной жизни, особенно отношений в браке. Он выражает свою критику и негодование по поводу традиционных семейных стереотипов и ожиданий, которые существуют в обществе.

1. «Влюбляться – значит признаваться в своей ничтожности.»

Базаров отказывается признавать значение романтических чувств и влюбленности в контексте брака. Он считает, что такие эмоции лишь подчиняют единоличные интересы и желания человека, и не имеют никакого отношения к рациональному принятию решений.

2. «Все равно тяжело жить с женщиной!»

Базаров утверждает, что взаимоотношения в браке неизбежно приводят к ограничиванию свободы и потере самостоятельности. Он видит весьма негативные аспекты, связанные с жизнью с женщиной, и настаивает на ненужности таких отношений.

3. «Дети! Дети! Вся оставшаяся жизнь с детьми на руках!»

По мнению Базарова, дети становятся препятствием для достижения личных целей и саморазвития. Он полностью отвергает идею, что дети могут быть источником счастья или полноты в жизни людей.

4. «Браки у нас заканчиваются по-дурацки: сперва двум дуракам кажется, что они нужны друг другу, потом оно им необходимо становится, наконец они без друг друга выстигнуть не могут и быть ничего другого не могут, как быть вместе, только вместе страшно.»

Базаров указывает на то, что браки часто строятся на основе ложных ожиданий и привязанностей, а не на фактической необходимости быть вместе. Он видит в этом пустую формализацию, которая не приносит подлинного счастья или удовлетворения.

5. «В брак не хожу, а слышу советы, как надо проводить свою жизнь.»

Базаров выражает свою негодование по поводу вмешательства окружающих людей и общества в личные дела и взаимоотношения супругов. Он считает, что каждый человек должен иметь право на свободу выбора и самоопределение, без вмешательства в его жизнь со стороны других.

Отказ от жизненных идеалов

Базаров, как нигилист, выражает свое неприятие к жизненным идеалам несколькими способами:

ДоказательствоЦитата
1«Вот уж рубаха не близка к телу, — произнес Базаров и пожал плечами.»
2«И бутылка ногиряка несовершенно открывается!»
3«Как это приятно — быть сильным!»
4«Во всем нужно искать выгоду.»
5«Какая дурацкая работа!»

Высказывания Базарова показывают его отношение к общественным идеалам, которые считаются важными в то время. Базаров отказывается следовать этим идеалам и поступает в соответствии со своими собственными убеждениями, основанными на практическом подходе и науке.

Оцените статью